Все мы знаем, что музыка – это сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека. Для детей с различными нарушениями развития музыка может оказаться первым каналом, через который педагогу удаётся проникнуть в мир ребёнка.

Музыкальные занятия формируют чувство ритма, эмоциональную отзывчивость, общую моторику, слуховое внимание, что благотворно влияет на развитие речи, на вызывание речи у неговорящих детей.

Игра на различных музыкальных инструментах вызывает у детей с особенностями развития интерес к звукоизвлечению и, как правило, формируется интерес к звукоподражанию. Короткие и звонкие слова, такие как «динь-динь» (металлофон, треугольник, колокольчик), и «бам-бам» (барабан, бубен), «тук-тук» (деревянные ложки) и т.д. вызывают большой соблазн для ребёнка повторить за педагогом подобное звучание. Пропевание под музыку слогов из гласных звуков, таких как: АУ, АО, АИ и т.д., так же помогают развитию речи, формированию правильного дыхания.

Специальные движения под музыку и игра на музыкальных инструментах способствуют развитию взаимодействия межполушарных связей. Детям с задержкой развития речи (ЗРР), с задержкой психического развития (ЗПРР), расстройством аутистического спектра (РАС), с другими особенностями развития необходимы специальные упражнения, восстанавливающие способность взаимодействия левого и правого полушария. Формирование межполушарных связей позволяет ребёнку обрести навыки ранее недоступные, такие как понимание обращённой речи, стабилизация эмоционально-волевой сферы, улучшается телесное и пространственное ориентирование. Совершенствуются различные психические процессы: восприятие, внимание, память, моторная и познавательная функции, организация поведения, а следовательно появление и развитие речи.

Специальные упражнения под музыку, обучение танцу развивают чувства ритма, умение слышать и слушать, улучшают координацию движения и облегчают включение ребёнка в совместную со взрослым активность, сосредоточенность на общих впечатлениях, что является необходимым условием его продвижения в психическом развитии.

Коррекционные музыкальные занятия так же направлены на обучение пространственному и телесному ориентированию: под весёлую песенку с определённой последовательностью ребёнок учится показывать различные части тела, лево – право, овладевает навыками пальчиковой гимнастики, учится поднимать руки вверх – вниз, вперёд – назад, в стороны, крутить фонарики и так далее., что может способствовать формированию речи.

Если ребенок, в какой-либо мере владеет речью, ему предлагаются доступные или рекомендованные логопедом песенки и чистоговорки под музыку, что способствует установлению эмоционального контакта, развитию голоса и дыхания, изменению эмоционального фона, а так же формируется положительная самооценка и чувство успешности. В результате таких занятий многие дети осваивают песенки и начинают произносить звуки в нужное время, а иногда и сопровождают определёнными движениями. Многим детям это помогает продвинуться в развитии речи – они обнаруживают, что могут пользоваться словами для общения. Так же на музыкальных занятиях ребёнок овладевает такими понятиями, как быстро – медленно, тихо – громко и многими другими.

Таким образом, коррекционные музыкальные занятия, направленные на формирование различных навыков, значительно дополняют работу логопедов и дефектологов, работающие с особыми детьми.

Сумарокова Л.А.