работа с аутистами саратов

Игра является ключевым фактором в детском развитии. Именно поэтому важным направлением в работе психолога в коррекционном центре является игровая терапия.

Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов как для нормативно развивающихся детей, так и для детей с проблемами развития. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.

Как правило, первым этапом в коррекции становится работа со стереотипной игрой. У большинства детей аутистов в процессе работы формируются любимые игры — одна или несколько. В них ребенок может часами играть с предметами, совершая странные и необычные действия.Нужно учесть, что такая стереотипная игра аутичного ребенка в самом начале коррекционной работы будет служить основой для построения взаимодействия с ним, так как другого пути просто не существует.

В процессе занятий психолог постепенно вводит сенсорные игры, цель которых открыть ребенку новые сенсорные ощущения. Ощущения могут быть самые разные: слуховые, тактильные, зрительные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Расширение сенсорного диапазона происходит при добавлении в игру воды, света и тени, крупы, краски, пластилина или глины. Таким образом, психолог плавно соединяет игротерапию с занятиями по продуктивной деятельности.

Необходимость проведения с аутичным ребенком таких игр связана с особой значимостью сенсорного компонента мира для ребенка. Кроме того, продуктивная деятельность стимулирует развитие мелкой моторики, формирует начальные навыки письма. Также продуктивная деятельность,моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, когда все представления ребенка о предмете получают реальное воплощение в рисунке, конструкции. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

На первом этапе работы игровую терапию следует проводить индивидуально с ребенком, устанавливая контакт. Постепенно происходит расширение разнообразия игр за счет пальчиковых кукол, проигрывания сказочных и реальных ситуаций. На более поздних этапах работа может проводиться в группах.

Профессионально организованная игра в коррекционной работе с детьми влияет на поведение ребенка, которое становится менее стереотипным и более гибким, а также формирует у него способность к восприятию аспектов социального взаимодействия.

Шмелёва Е.Н.