Музыкальная нейропсихологическая коррекция, как способ установления эмоционального контакта и вызывание речи у детей с расстройством аутистического спектра и другими особенностями развития.

Все мы знаем, что музыка – это сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека. Для детей с различными нарушениями развития музыка может оказаться первым каналом, через который педагогу удаётся проникнуть в мир ребёнка.

Музыкальные занятия формируют чувство ритма, эмоциональную отзывчивость, общую моторику, слуховое внимание, что благотворно влияет на развитие речи, на вызывание речи у неговорящих детей.

Игра на различных музыкальных инструментах вызывает у детей с особенностями развития интерес к звукоизвлечению и, как правило, формируется интерес к звукоподражанию. Короткие и звонкие слова, такие как «динь-динь» (металлофон, треугольник, колокольчик), и «бам-бам» (барабан, бубен), «тук-тук» (деревянные ложки) и т.д. вызывают большой соблазн для ребёнка повторить за педагогом подобное звучание. Пропевание под музыку слогов из гласных звуков, таких как: АУ, АО, АИ и т.д., так же помогают развитию речи, формированию правильного дыхания.

Специальные движения под музыку и игра на музыкальных инструментах способствуют развитию взаимодействия межполушарных связей. Детям с задержкой развития речи (ЗРР), с задержкой психического развития (ЗПРР), расстройством аутистического спектра (РАС), с другими особенностями развития необходимы специальные упражнения, восстанавливающие способность взаимодействия левого и правого полушария. Формирование межполушарных связей позволяет ребёнку обрести навыки ранее недоступные, такие как понимание обращённой речи, стабилизация эмоционально-волевой сферы, улучшается телесное и пространственное ориентирование. Совершенствуются различные психические процессы: восприятие, внимание, память, моторная и познавательная функции, организация поведения, а следовательно появление и развитие речи.

Специальные упражнения под музыку, обучение танцу развивают чувства ритма, умение слышать и слушать, улучшают координацию движения и облегчают включение ребёнка в совместную со взрослым активность, сосредоточенность на общих впечатлениях, что является необходимым условием его продвижения в психическом развитии.

Коррекционные музыкальные занятия так же направлены на обучение пространственному и телесному ориентированию: под весёлую песенку с определённой последовательностью ребёнок учится показывать различные части тела, лево – право, овладевает навыками пальчиковой гимнастики, учится поднимать руки вверх – вниз, вперёд – назад, в стороны, крутить фонарики и так далее., что может способствовать формированию речи.

Если ребенок, в какой-либо мере владеет речью, ему предлагаются доступные или рекомендованные логопедом песенки и чистоговорки под музыку, что способствует установлению эмоционального контакта, развитию голоса и дыхания, изменению эмоционального фона, а так же формируется положительная самооценка и чувство успешности. В результате таких занятий многие дети осваивают песенки и начинают произносить звуки в нужное время, а иногда и сопровождают определёнными движениями. Многим детям это помогает продвинуться в развитии речи – они обнаруживают, что могут пользоваться словами для общения. Так же на музыкальных занятиях ребёнок овладевает такими понятиями, как быстро – медленно, тихо – громко и многими другими.

Таким образом, коррекционные музыкальные занятия, направленные на формирование различных навыков, значительно дополняют работу логопедов и дефектологов, работающие с особыми детьми.

Сумарокова Л.А.

Приглашаем в наш детский коррекционный центр Золотой ключик!

Записаться на занятия

Правоустанавливающие документы

Индивидуальный предприниматель Юдина Оксана Николаевна,
действующий на основании ОГРНИП 311645311700018
Виды экономической деятельности (ОКВЭД) 1. 85.32 2. 80.103. 3. 92.3. 4. 92. 31.2

Детский коррекционный центр "Золотой Ключик"

г. Саратов, Советская 83/89 ( угол Пугачевской)

Телефоны

46-38-06, 8927-226-38-06

Email

hello@zolotoy-klyuchik.ru

Мы работаем ежедневно

С 9:00 ДО 19:00